КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА

Казахи любят музыку, хорошо поют и танцуют. Ходят две известные казахские пословицы: «Песни и кони – два крыла казахского народа» и «Звуки песен сопровождают тебя от колыбели до гроба». «Домбра» — их любимый инструмент (см. ниже). Каждое лето на открытом степном пастбище проводится фестиваль игры и пения «Акен». В нем представлены стихи и искусство, а также музыка и танцы. 

Народные музыкальные инструменты казахов некоторыми подразделяются на струнные, кожные и дыхательные. 

Казахская музыка и танец имеют много уникальных особенностей, но также имеют много общего с музыкой и танцем Монголии и Центральной Азии. Для казахов лето традиционно было лучшим временем для веселья. Они часто поют и танцуют летними ночами на пастбищах. Их музыка и танцы нравятся не только казахам, но и китайцам и другим этническим группам.

Казахская музыка неразрывно связана с ее традициями повествования и импровизационной поэзией (см. Литература). Песни и стихи традиционно исполнялись в стихах под аккомпанемент домбры. Музыкант 19 века Курмангазы — самый известный композитор Казахстана. Западная классическая музыка укоренилась в 20 веке. Первое музыкальное представление состоялось в 1934 году, а в 1935 году была открыта Казахская государственная филармония. В 1937 году был основан Государственный академический театр оперы и балета имени Абая. Среди других казахов, сделавших себе имя в западной музыке, дирижер Алан Бурибаев и скрипачка Айман Мусаджоджаева.

По данным правительства Казахстана: «На современном этапе развития в Казахстане сформировалась разветвленная структура музыкальной культуры. Здесь каждый может найти то, что ему по душе. Наряду с исполнительским и композиторским творчеством в европейских стилях в стране продолжают развиваться традиционные формы музицирования, а также массовый рок и поп-музыка, джаз. Религиозная и народная музыка включает в себя фольклор и устные традиции народов, проживающих в Казахстане — уйгуров, корейцев, немцев, дунган, русских, татар. Среди хорошо известных коллективов Государственный симфонический оркестр, Казахские народные инструменты. Курмангазы, хор, ансамбль народного танца, Государственный квартет, эстрадные ансамбли, духовой и джаз-бэнды. Казахстан также является родиной многих выдающихся исполнителей классической музыки мира: Э. Серкебаева, Б. Тулегенова, Г. Есимова, А. Днишев, Г. Кадырбеков, Ж. Аубакирова, А Мусаходжаева и колыбели звезд узыкальной казахской диаспоры зарубежья — М. Бисенгалиевой, Э. Курмангалиевой, сестер Накипбековых.

«Музыкальные школы и учреждения включают К.Байсеитова и А.Жубанова, Алматинскую государственную консерваторию, Курмангазы, Национальную академию музыки в Астане, Государственный театр оперы и балета. Казахская государственная филармония имени Абая, Джамбула Казахконцерт, Институт литературы и искусства им. М. Ауэзова и других музыкально-просветительских, научных и культурных учреждений. Ежегодно казахстанцы собирают талантливую молодежь на фестивалях «Дни новой музыки», «Жигер», «Алтын алма», Международном конкурсе «Голос Азии», а народных музыкантов – на Международном фестивале традиционной музыки.

Казахские музыкальные инструменты

Казахские народные музыкальные инструменты некоторые классифицируют на струнные, кожные и дыхательные инструменты. К ним относятся «кобыз» (рудиментарная двухструнная скрипка, которая, как говорят некоторые, была первым в мире беседочным инструментом), «жетиген» (7-струнный инструмент с прямоугольным резонаторным ящиком), «сыбызгы» (а инструменты типа пан-свирели из двух связанных вместе тростниковых или деревянных флейт), «дабыл, дауылпаз» (ручные барабаны) и инструмент, похожий на варган.

А.А. Жубанова из Казахского национального университета имени аль-Фараби писала: «Самым богатым по смыслу звуковой палитры является кобыз, двухструнный инструмент, изготовленный путем сбивания цельного дерева. Верхняя дека кобыза была обтянута верблюжьей шкурой, а в качестве струн натянут пучок конского волоса. На нем играла правая рука с помощью смычка, похожего на тетиву лука. Поскольку левая рука не прижимает струну к деке, а только касается ее, инструмент издает исходный звук, похожий на человеческий голос. Распространение кобыза было ограничено сложностью его изготовления и некоторыми трудностями игры на нем, но его особое звучание часто использовалось народными колдунами «баксы» при проведении спиритических сеансов. 

«Казахи создавали также деревянные духовые инструменты. Например, сыбызгий, имеющий 6 отверстий с одной стороны и одно — октавное — с противоположной стороны. При вдувании воздуха исполнитель издает голосом легкий звук, поэтому слышен тихий гул; подковообразный шанкобыз, имеющий посередине металлическую подкову, звенит при соприкосновении с пальцами. Высота его звука регулируется движением губ — артикуляцией. /

Домбра

«Домбра» (дутар или донгбула) — любимый казахский инструмент. Это двухструнная лютня с ударами, используемая в узбекской и казахской музыке. Говорят, что он заставил Чингисхана плакать, он поставляется с овальной, прямоугольной или гитарной звуковой коробкой. Домбра бывает разных форм. Большинство из них выточены из цельного куска сосны или березы, тщательно вырезаны и красиво инкрустированы. Звуковые ящики домбры бывают двух типов: один имеет треугольную форму и называется «Абайи домбра» в честь современного поэта Абайи; другой имеет форму эллипса и называется «Цзянбуэр дунбула» в честь Цзянбуэра, Акен среди казахского народа.Два вида домбры имеют разный внешний вид, и качество звука каждого из них имеет свои сильные стороны.Большинство домбр имеют две струны, а некоторые — три струны. В старину струны делали из овечьих кишок. Сегодня большинство из них сделано из овечьей проволоки, обернутой нейлоном, с добавлением медных материалов. ~

Звучание домбры не громкое, но тембр грациозный. Большинство играют на ней левой рукой, чтобы нажимать на струны, и правой, чтобы дергать их. Его можно использовать для игры и пения в одиночку или с другими, а также для сольного инструмента или инструментального ансамбля. Кроме того, он легкий и удобный для переноски; подходит для кочевой жизни в степи. ~

А.А. Жубанова из Казахского национального университета имени аль-Фараби писала: «Свободнее и шире других казахских степных инструментов серебряный голос домбры – непритязательный спутник кочевников… Ее струны хранят музыкальную мудрость веков, для нее безымянный степные композиторы, не знавшие нот, создавали бессмертные музыкальные произведения, воплощая в них живую жизнь своего народа. 

Казахская домбра куй признана ЮНЕСКО

В 2014 году казахское традиционное искусство домбра куй было внесено в список нематериального наследия ЮНЕСКО. По данным ЮНЕСКО: искусство домбракуя относится к короткой сольной композиции, исполняемой на традиционном грушевидном, длинношеем, двухструнном, щипковом музыкальном инструменте, известном как домбра. Музыка направлена ​​на то, чтобы связать людей с их историческими корнями и традициями с помощью классических и импровизированных произведений, которые вовлекают публику на духовном и эмоциональном уровне. Публичное участие в спектакле служит одним из важнейших средств социального общения между людьми и способствует передаче знаний и умений, связанных с казахской культурой. 

«Музыка обычно сопровождается рассказываемыми историями и легендами. Его традиционно исполняют на светских мероприятиях, праздниках и праздничных торжествах, среди богатого разнообразия блюд и музыкальных развлечений. Он служит жизненно важным социальным и культурным опытом, укрепляя идентичность людей и способствуя солидарности и взаимопониманию в обществе. Начинающие и талантливые музыканты поступают в ученики к мастерам с того момента, как ребенок проявляет интерес к философии и виртуозности традиционной музыки и исполнения. Затем музыканты-любители переходят в ученики к другим, более опытным и талантливым исполнителям из своего региона, чтобы улучшить свои навыки и репертуар. ~

Согласно ЮНЕСКО казахское традиционное искусство домбры кюй было внесено в список нематериального наследия ЮНЕСКО, потому что: 1) Традиционно передаваемое от мастера к ученику из поколения в поколение, исполнение домбры кюй является важным развлечением во время семейных и общественных собраний и играет важную роль в укреплении социальная сплоченность казахстанцев при обеспечении у них чувства идентичности и принадлежности; 2) Включение элемента в Репрезентативный список могло бы способствовать повышению его узнаваемости на национальном и международном уровнях, одновременно поощряя интеграцию и межкультурный диалог, способствуя солидарности и уважению культурного разнообразия и подчеркивая творческий потенциал. ~

Казахские акены

У казахов и кыргызов существует давняя традиция неформального чтения фольклора и импровизированного повествовательного пения в исполнении бардов. Кыргызские барды традиционно играли в сопровождении трехструнного инструмента из абрикосового дерева, называемого «комуз». У казахов есть похожая традиция, только они используют двухструнный инструмент.

«Профессиональные» певцы называются акен. «Акен» традиционно были похожи на менестрелей: народные артисты, которые декламировали стихи, эпосы и мифы, играли на инструментах и ​​пели. Они считаются хранителями, распространителями и создателями народного творчества. Казахская пословица гласит: «Акен не может дожить до тысячи лет, но его песни могут разлететься на тысячу лет». Ожидается, что Акен будет обладать богатыми знаниями, богатым энтузиазмом, живым воображением и способностью петь в импровизированном и импровизационном стиле, который затрагивает современные проблемы и характер публики, наблюдающей за ним. Их песни яркие и живые. Некоторые акены пишут длинные повествовательные стихи, короткие народные песни и повествовательные песни. Лучшие акены куют свой собственный стиль, поют импровизированные песни громким и чистым певческим голосом, с несравненной мудростью, в сопровождении домбры. Слушателям кажется, что они слышат течение реки и галоп лошадей и переживают степную жизнь. Ритм многих песен призван повторять движения их лошадей. 

Термин «акен» (акын) относится к исполнителю, импровизирующему стихи — довольно похожему на «менестреля» в старой Европе. Акены начинались как устные носители истории, мифов и философии дописьменных кочевников Центральной Азии.

Среди акенов некоторые люди особенно хорошо умеют участвовать в импровизированном антифонном пении (попеременное пение двумя хорами или певцами). Как правило, тезисы акены – это специалисты, которые не занимаются другой певческой деятельностью и не поют длинные народные песни. Антифонное пение Акена бывает двух видов: 1) спонтанное и 2) организованное. Спонтанная форма частично измеряется способностью акенов подружиться со своими песнями. Чтобы улучшить свои навыки, акены часто совершают долгие и трудные путешествия, чтобы обратиться к престижным акенам для изучения техник. В организованной форме антифонные пения Акена исполняются на похоронных церемониях, свадьбах и праздниках. В такие времена Акены представляют свой клан или племя. Их успехи или неудачи влияют не только на их собственную репутацию, они тесно связаны с честью их клана и племени.

Комментирование запрещено