Ахмет Байтурсынулы — Реформатор казахской письменности и борец за справедливость

Ахмета Байтурсынулы прославляют как новатора, преобразовавшего национальную письменность. Для борьбы с неграмотностью среди казахов в период с 1910 по 1912 год он переработал арабский алфавит, включив в него 24 символа: 5 гласных, 17 согласных и 2 полугласных, все на основе арабского письма. Этот алфавит был принят во всех мусульманских и советских школах с 1913 по 1929 год и до сих пор используется казахами в Китае. Байтурсынулы также является автором новаторской книги «Оку куралы: казакша алиппе» («Учебник: казахский букварь»), призванной облегчить обучение с помощью этого нового алфавита.

Детство

Ахмет Байтурсынулы родился 5 сентября 1872 года в современной Костанайской области Казахстана. Первоначально его точная дата рождения была неясна: большинство источников ссылались на 29 сентября. Однако в 2012 году в документе под названием «Биография», написанном самим Байтурсынулы, датой его рождения было указано 5 сентября. Его отец Байтурсын был уважаемым и влиятельным лидером, стойко защищавшим свою общину. После спора с уездным чиновником Байтурсын и его братья были сосланы в Сибирь на каторгу.

Это травмирующее событие глубоко затронуло Ахмета. Размышляя об испытаниях своего отца в письме матери из Семипалатинской тюрьмы, он размышлял о своих собственных этических обязанностях и наследии. Несмотря на эти трудности, Байтурсынулы был предан своему образованию, начиная с учебы у местного муллы и в сельской школе и заканчивая окончанием педагогической школы в Оренбурге, основанной Алтынсариным, несмотря на серьезные финансовые трудности.

Карьера поэта

Карьера Ахмета длилась почти 15 лет, преподавая в русско-казахстанских школах нескольких районов. Он твердо верил, что освоение науки и прогресса имеет решающее значение для казахов в улучшении их колониального подчинения. Он призвал своих соотечественников сосредоточиться на самосовершенствовании, а не возлагать вину за свои затруднения. Он отметил преобладающее отчаяние среди казахов, которые чувствовали себя все более отчужденными и обиженными по отношению к мировому сообществу, задаваясь вопросом о причинах своего бедствия.

В своих произведениях Байтурсынулы подчеркнул важность осознания того, как обстоятельства прошлого формируют настоящее и будущее. Он раскритиковал время, когда казахи, несмотря на свою независимость, пренебрегали научными и художественными начинаниями, что останавливало их прогресс, в то время как другие общества развивались. Своими литературными произведениями, в том числе сборниками стихов «Маса» («Комар») и «Сорок басен», написанными под влиянием Крылова, он пропагандировал образование, этическое поведение и гуманизм, призывая свою аудиторию принять эти принципы.

Политическая деятельность Ахмета Байтурсынула

Ахмет Байтурсынулы занялся политической деятельностью после революции 1905 года. Он был ключевой фигурой в составлении «Каркаралинской петиции», призывавшей к прекращению экспроприации земель, созданию местных собраний и приостановке переселения крестьян в Казахстан. Его активность привела к многочисленным арестам.

В 1913 году вместе с такими фигурами, как Алихан Букейхан и Миржакып Дулатулы, он основал газету «Казах». К 1918 году его тираж превысил восемь тысяч. Критическая позиция газеты часто приводила к штрафам со стороны властей, что привело к кратковременному тюремному заключению Ахмета в 1914 году, когда он не смог заплатить ни одного такого штрафа. Читательская аудитория сплотилась, собирая средства для его освобождения и неоднократно помогая смягчить финансовые санкции, наложенные на издание.

Личная жизнь

До женитьбы на Ахмете Байтурсынулы его жена Александра, родом из Верхнеуральска, преподавала в русско-казахской школе под Костанаем. В те времена браки между людьми разного вероисповедания были сопряжены с трудностями, однако Александра приняла ислам, чтобы быть рядом с Ахметом. Свой союз они отпраздновали в Троицкой мечети, где имам записал Александру как Бадрисафа Мухамедсадыккызы, что обозначило ее новую татарскую идентичность.

Бадрисафа быстро покорила семью Байтурсынулы своим свободным знанием казахского языка и присущим ей теплым и гостеприимным характером. Она стала незаменимой поддержкой для своего мужа, особенно когда он стал главным редактором известной казахстанской газеты. Бадрисафа вместе со своей приемной дочерью Катез взяли на себя управление типографией.

Судьба жены после смерти Ахмета

После казни Ахмета в 1937 году Бадрисафе пришлось пережить тяжелые лишения. В 1942 или 1943 году она вернулась к родственникам Ахмета, ослабленная и в его старом пальто. Чтобы не беспокоить родственников, она предпочла жить с незнакомцами, а позже ее перевели в дом престарелых в Александровке. Ее последние дни несколько неясны, но считается, что она провела их в Каскате при поддержке местной семьи.

Комментирование запрещено